Ezianor
With hope to catch the sight of northern lights...
Прошёл Nier Automata. Много думал. Нет, без шуток, я действительно потонул в раздумьях, так как это оказался незабываемый и очень странный опыт, повергший меня в недоумение на грани с эстетическим шоком. Поэтому просто не могу оставить это без записи собственных мыслей.
Если бы ещё месяц назад меня кто-нибудь попросил назвать самую мрачную, депрессивную и безысходную игру на моей памяти, то, не особо задумываясь, назвал бы Silent Hill 2. Есть ещё депрессняк от мира инди, типа Cat Lady, To the moon, Limbo, Braid. Но сейчас на вышеуказанный вопрос я совершенно без колебаний отвечу - Nier Automata.
Забавно, как эту игру изначально преподносили - девушка в короткой юбке и нижнем белье напоказ большим мечом рубит армии роботов. Типичная японщина. Волна косплеев, шуток и артов на вышеуказанное была сверхмеры. Как будто специально автор игры показал эту оболочку, чтобы со злой усмешкой поиздеваться над эмоциями тех, кто копнёт глубже, в самую суть, скрытую под маской слэшера и под маской-повязкой главных героев. А сюжет до боли простой НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД: Земля века назад завоёвана роботами, люди живут на луне и создали армию андройдов, выглядящих как красивые девушки. Андройды - военные единицы, имеющие, в отличие от роботов, мышление, эмоции и свой характер. Высадившись на планету, главные герои выполняют боевые задачи по возвращению дома людей, но чем больше они воюют с роботами, тем больше узнают о них нового. Узнают о себе. Узнают о мире. И стоило ли знание того, чтобы его извлекали?
Я не буду говорить о чисто игровых вещах. Геймплей, графика - это не то, о чем стоит заострять внимание. Два важнейших аспекта: сюжет и музыка. И сюжет идёт по нарастающей, как лавина. То есть, мы начинаем как ЙОРХА 2B, рубим роботов в компании сканера и без лишней болтовни боевым маршем долетаем до концовки. Но это не конец. Игра предлагает продолжить и начинает заново, все то же самое, но мы управляем сканером ЙОРХА 9S, который может взламывать роботов и углубляться в их данные. Тут начинаются странности. Жуткий босс, которого мы нещадно рубили, оказывается имеет женскую сущность и была влюблена в другого робота, и убивала андройдов, чтобы стать красивой как они и понравиться одному роботу, что отверг ее. "Просто уничтожай их, все их речи - ложь, симуляция. Роботы не имеют чувств," - говорит 2B, но напарник слишком неуверенно соглашается с ней. То что он видит в них заставляет задуматься - а являются ли андройды симуляцией чувств? Уж себя-то они ощущают очень даже живыми и очень даже личностно, с чувствами, эмоциями и эго. Но и отсюда вытекает философская дилемма - а почему мы не должны быть симуляцией? И вообще, что есть тогда настоящие чувства и эмоции, предопределяющие наше существование и отождествление от неживой энтропии окружающей материи? С точки зрения физиологии, всё это определяется электрическими импульсами в головном мозге и выбросами гормонов: дофамин, серотонин, окситоцин и прочие. По сути, мы оболочки, в которых пробегают электроны и создают эффект, называемый эмоциями. И чем мы отличаемся от роботов? Неорганические тела, в которых цепи микросхем заменяют мозг, в которых так же пробегают потоки электронов и несут продолжение их существование, которое они для себя определяют жизнью. Сценарий все больше углубляется в натуральную философию. Один из злодеев - робот - настолько проникся идеей человеческих эмоций, что жаждет прочувствовать свою экзистенцию на самом пике - в предсмертной черте. что соответствует философии Сартра, когда само существование - экзистенцию - можно прочувствовать на таком "пограничном состоянии". И ради этого персонаж готов умереть. "Как холодно... это смерть...?" - восклицает робот в ужасе на грани с восторгом, так как он приблизился к человеку в этом ощущении.
Что мы есть? Зачем мы живём? Эта мысль доходит до всех в мире. Но каждый преодолевает ее по-своему.
Мы - андройды, мы живём ради человечества и их возвращения.
Мы - миролюбивые роботы, мы живём ради мира, наших детей и дома.
Мы - роботы нового поколения, мы живём, чтобы стать людьми.
Но в какой-то момент до некоторых доходит идея, что смысла нет, что существование - абсурд, просто течение времени для тела с микросхемой. И роботы начинают кончать с собой, не выдержав такого. Другие роботы ищут отвлечения от этого в религии, скопировав ее у людей, что приведёт к катастрофе. Другие копируют идею монархии, выбирают себе короля и несут ему какую-то сомнительную верность, умирают ради него, хоть король и давно сломан и зарос травой. Андройды всех этих роботов считали бездушными манекенами, но здесь вопрос - являются ли и андройды по сути манекенами или роботы и андройды недалёко ушли от людей в личностном плане?
И всё это подводит жирную черту - мы, люди, не особо отличаемся от них, наше существование по философии Камю - абсурд и обман себя перед страхом смерти, мы придумываем себе те же причины забыть об этом и готовы прекратить своё существование, когда нет ничего, кроме этих мыслей. Одна из центральных тем - вера в Бога.
Немудрено, что даже главный герой натурально поехал крышей, когда понял, что все его идеалы - обман, а в жизни смысла нет. Мы манекены, но органические с одной стороны. Но самое жуткое - потерять свой надуманный смысл существования. Самая жуткая и сильная сцена в игре, от которой у меня все похолодело внутри - судьба миролюбивых роботов и их "семей" и то, что случилось с их лидером. Эта игра заставила переживать и испытать эмоции крайностей - от веселья и смеха над шутками и атмосферой первого прохождения до экзистенциального ужаса и невероятной безысходности в кошмаре третьего прохождения. Такой скачок просто выворачивает мозг наизнанку. Интересно, что очень многие персонажи, по большей части боссы, имеют имена классических философов - Ницше, Сартр, Энгельс, Паскаль, Хайдеггер и тд.
Второй важный момент, на котором я хочу заострить внимание - музыка. Без сомнения, это лучший саундтрек последних лет. Это шедевр уровня сюит Final Fantasy или мрачных мотивов Сайлент Хилла. Божественные вокальные номера, боевые треки, под которые хочется рубить ещё больше врагов, умиротворяющий эмбиент - разнообразие на несколько часов. Мне очень понравилось как с этой музыкой работают уровни, такого я ещё не встречал нигде. Приведу пример. Красивейшая локация Парк Развлечений. Когда вы находитесь в стороне от парка, то играет эмбиент, басы и гул от основного трека. Приближаясь к основной аллее вступают колокольчики и перкуссия, скрипка тихо наигрывает основную тему. А выбравшись на аллею, где праздничные роботы осыпают все конфетти, а над головой хлопает салют - вступает вокал и красивейшая песня расцветает во всем многообразии. При удалении от этого места, музыка так же потихоньку теряет краски.
Другой момент. Мой самый любимый трек в игре Wretched Weaponry. Это основная тема локации Заброшенная Фабрика. Когда мы пробегаем ее в первый раз, то играет инструментальный трек, очень приятная и умиротворяющая мелодия. По возвращении на фабрику добавляется вокал. Во многом из-за этой вокальной версии я и захотел пройти эту игру. Если взломать противника, то эта мелодия играет в восьмибитном ретро-звучании. И, наконец, в конце игры, когда мы возвращаемся на фабрику и становимся свидетелем одной из самых жутких и кошмарных сцен в игре, то музыка пропадает полностью, остается только гул на заднем фоне и вокал, чуть замедленный и усиленный эхо. Красивая и мелодичная песня превращается в похоронный гимн страшным событиям, эпитафией и мрачной точкой в сюжетной ветке. Voice of No Return - невероятно печальная тема, которая играет после окончания побочных квестов с самым грустным окончанием. Почти все они заканчиваются безумием ,смертью или потерянной памятью, скрыващей ужасы собственных поступков. Эта песня просто разрывает и так не очень хорошее настроение после окончания задания.
Подводя итог, хочу сказать, что это самая необычная, сумасшедшая и странная игра, которую я видел за несколько лет. Если не пробегать игру как слэшер без вчитывается в диалоги, то перед нами предстанет произведение искусства, которое может поменять взгляды на многое и что-то изменить внутри. Поэтому я крайне рекомендую это людям, любящим в играх эстетику, атмосферу и проработку персонажей. Аналогов этому безумию нет.